Изменения в действующем избирательном законодательстве
07.07.20171 июня 2017 года опубликованы и вступили в силу федеральные законы от 1 июня 2017 года №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом №104-ФЗ вносятся изменения в ряд законов, в том числе в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Обращаем внимание на ряд важнейших новаций, введенных Федеральным законом №104-ФЗ.
Вместо досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям вводится новый механизм реализации избирательных прав – голосование избирателей на основании заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения.
При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства , вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения.
В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2012 года №157 –ФЗ избирательные участки были сформированы на 5 лет. Федеральным законом №104-ФЗ предусматривается, что ранее сформированные избирательные участки считаются действующими на постоянной основе, т.е. бессрочно. Соответствующая норма вступает в силу с 1 октября 2017 года.
Кроме того, в Федеральном законе №104-ФЗ закреплено правило, согласно которому если срок полномочий избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, формирование нового состава такой избирательной комиссии не производится до дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Это правило касается как избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, так и всех нижестоящих комиссий, кроме окружной избирательной комиссии.
В отношении порядка назначения наблюдателей предусмотрено, что федеральным законом могут предусматриваться исключения из общего порядка. Так, Федеральным законом №103-ФЗ предусматривается, что на выборах Президента Российской Федерации не применяются положения о назначении не более двух наблюдателей на один участок, назначении конкретного наблюдателя только на один участок, заблаговременном представлении списков наблюдателей в соответствующую избирательную комиссию.